Отрывок из статьи "Без надзора?" в газете "Карелия" N 70(917) за 11 июля 2002 года.

Я теперь казенный сын..

На улице Зайцева, 57а, в бывшем общежитии 19-го ПТУ, находится Центр реабилитации для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Учреждение, напоминающее по выполнению функций что-то вроде приемника-распределителя. Если в Социально-реабилитационном центре ребенок может пребывать от одного месяца до полугода (случается и такое), то здесь пребывание не превышает двух-трех недель. И если в Социально-реабилитационный центр привозят-приводят детей, которые что-то помнят и знают о родителях, то тех, кто появляется здесь, можно смело называть бродягами. Они уходят, убегают из семьи, из населенного пункта, в котором мамы и папы пьют и чем только ни занимаются, чтобы прокормиться. К примеру, занимают деньги у односельчан и не отдают, воруют, беспутствуют-бесчинствуют...

Дети не хотят, чтобы односельчане относились к ним так же, как к их родителям. Они не могут выносить позора, которым окружены родители. К ним такое же отношение: яблочко от яблони... Сюда привозят из приютов разных районов тех, над кем глумились отчимы, тех, кого насиловали, тех, кого освободили из мест лишения свободы, тех, кого отняли у родителей из-за жестокого обращения с ребенком... Спектр категорий исстрадавшихся ребят огромен.

Центру два года. За год здесь появляются и уезжают-уходят более 500 ребят. Учреждение рассчитано на 14 мест. Здесь организовано круглосуточное медицинское и социально-педагогическое дежурство. Сюда привозят юных наркоманов и токсикоманов, юных алкоголиков и курильщиков. Некоторых после первичного обследования отправляют в больничный стационар. Дети этого центра знают, почем фунт лиха, и им не обещают в дальнейшем райской жизни. Здесь тоже пытаются решать сложные проблемы, выпавшие на долю ребенка и семьи, в которой наступил разлад. Дети этого приюта бегут не только из семей социального риска, но и с виду из вполне благополучных. Не хотят они находиться там, где их не любят, бьют, насилуют, унижают...

Самая большая проблема реабилитационного учреждения, по признанию его директора, Галины Власовой, даже не воспитанники, которым они помогают выкарабкиваться из бед, не считаясь со временем, а, как и положено в системе, многочисленные проверки, бумажная канитель. "Канители" этой совсем не обязательно знать, сколько времени, душевных сил, любви, участия вкладывают сотрудники в подранка. Они требуют цифр, отчетов...

На мой вопрос: "Какая проблема более всего тревожит?" руководитель центра ответила: - Когда у ребят такие судьбы, все наши силы и физические, и моральные уходят на этих детей. Мне кажется, что в основе деятельности ведомств, занимающихся проблемами детей, не покалеченный ребенок, который вот он, здесь, а нормативы, определенные свыше. Я в этой ситуации теряюсь, мне ее никогда не понять. Мы не успеваем делать здесь то, чего от нас ждут, - бумаги, отчеты... Для нас в работе главное - ребенок. А бумаги-отчеты не всегда успеваем оформлять. Только кому интересно знать, на что тратятся наши силы и время, на кого. Самое неприятное, что деятельность сотрудников центра оценивают не по самой деятельности, а по отчетам. Не научился "делать бумаги", никто и не посмотрит, как и что с ребенком происходит. Насколько сердечно относятся к нему взрослые. Люди, которые работают в центре, очень любят детей, профессионально подготовлены. Несмотря на невысокие зарплаты выкладываются без остатка...

Это признание специалиста, более десяти лет до работы в центре проработавшего с семьями, имеющими детей-инвалидов, многодетными семьями, с семьями социального риска... Специалиста, имеющего солидный опыт общения с бумагами.

За два прошедших года со дня образования центра кто его только не проверял! Министерства и ведомства, республиканские и столичные, представительная чрезвычайная комиссия, прокуратура... Галина Алексеевна понимает, что проверки необходимы, но должна же быть какая-то планомерность, согласованность. Главное - специфику учреждения следует учитывать.

Реальная помощь... Без помощи Министерства социальной защиты было бы не выжить. Существенную помощь оказывает лютеранская церковь и церковь "Новая жизнь". Дети ютятся в четырех небольших комнатах, где давно и прочно поселились кровососущие "жильцы" и их периодически надо изгонять.

Директор центра провела по детским комнатам, остро пропахшим эмульсиями против клопов, старалась отодвинуть подальше от меня развешенные в коридоре старые одеяла. Пока работники изгоняли живность, ребята отдыхали на природе. Специального приемного отделения в центре нет, а сюда доставляют... вшивых и оборванных... немытых и нечесаных, с ранами и порезами, с язвами и струпьями из подвалов и гаражей, из шалашей и чердаков... Детей без надзора.

На ремонт и оборудование приемного отделения, которое позарез необходимо центру, денег не выделено. Финансовую помощь оказало... московское объединение еврейских обществ. А два родных министерства - образования и по делам молодежи и социальной защиты никак не могут договориться, чтобы в этом учреждении была организована учеба ребят.

Галина СОХНОВА